Здесь мы привели список терминов, которые иногда употребляются в кругах ролевиков. Данный раздел ознакомительный, создан с целью просвещения, а не чтобы показать чьи-то убеждения на этом форуме. Каждый ГМ придерживается своего кодекса, и то, что здесь написано, не имеет отношения к взглядам администрации.

Квента - то же что анкета персонажа. Содержит информацию о персонаже, включающую в себя его внешнее описание, особенности характера, привычки, значимые и поворотные моменты биографии и т.п. В общем все то, что присуще обычному человеку.

Дайсы – сленговое название игральных кубиков, от английского "dices". Игральные кубики (dices) – набор кубиков с различным количеством граней (как правило, от 4-х до 20-ти), который используется в настольно-словесных ролевых играх (НСИ) для генерации случайных величин.

Дуэль - бой по строгим правилам только в присутствии Мастера. Дуэли бывают магические, рукопашные, на холодном оружии, смешанные. Число участников обычно три - два противника и Судья (Мастер). Но можно собирать команды и организовывать бои "стенка на стенку".

Игровая система (механика) - свод правил, по которым проводится игра (например, D&D, GURPS, VtM, ПВД, Эра Водолея и т.п.). Обычно игровые системы используют броски кубиков (дайсов) - для выяснения успешности того или иного действия. Это больше присуще ролевым настольным играм. В тех играх, где не используют игровую систему, успешность определяется мастером "на глазок".

Квест - это продуманное и обсчитанное приключение, в которое могут попасть персонажи игроков. Обычно квест объявляется заранее, выставляется его краткое описание, объявляется набор игроков. Иногда квест может завязаться спонтанно. Квесты ведут мастера (ГМы), которые отписывают за мир и всех НПС, устанавливают правила и следят за их соблюдением, определяют исход и награждает участников. В квесте есть определенные задачи, которые нужно выполнить за вознаграждение, обычно есть противники, загадки или другие трудности, которые нужно преодолеть.

Концепция персонажа (концепт) – это описание образа персонажа, выраженное в самой краткой форме, которая только возможна.

Кросспол (кросс-секс) - отыгрыш персонажа пола, отличного от настоящего пола игрока.

Лист персонажа - математически выраженное описание способностей персонажа: Сила, Ловкость, Здоровье, Интеллект, иногда их больше. Чаще всего лист персонажа содержит параметры Навыков, Особенностей, Брони и Оружия. Чаще всего игроки мало заморачиваются листом персонажа, его используют мастера во время активного ведения квеста.

Манчикинство (читерство, манч) — стремление сделать наиболее сильного персонажа, что бы быть "круче всех", стремление стать лучшим в некоторой области любыми методами. Так же получение плюшек или успеха в каком-либо действии не честным путем.

Мастер (ГМ) – в ролевых играх организатор и ведущий, часто автор сюжета (или даже автор-разработчик мира, в котором происходит действие). В любом виде игры мастер олицетворяет собой закон. Его решения и слова являются истиной в последней инстанции. В зависимости от формата, функции мастера варьируются. В настольно-словесных играх, ведущий (Game Master, т.е. GM) создает (или прорабатывает готовые) модули или кампанию, руководит генерацией персонажей и всем игровым процессом, рассказывая игрокам, что происходит, сообщая о результатах их действий.

"Мастер всегда прав" - это широко распространённое утверждение, на котором основаны практически все ролевые игры. Принцип заключается в том, что мастер игры всегда имеет последнее слово в любом конфликте любого уровня, и это не оспаривается.
Принцип «мастер всегда прав» по отношению к сеттингу напоминает, что описания, сделанные мастером, не содержат ошибок: если он говорит, что летом идёт снег, то игроки должны сделать вывод о том, что происходящее странно и в мире неестественно холодно, а не о том, что мастер забыл о том, что игра идёт летом. Да, даже если он действительно забыл.
Принцип «мастер всегда прав» по отношению к правилам означает, что он имеет полный контроль над используемыми на игре правилами и соглашениями, может по своему усмотрению разрешать или запрещать использование предметов или способностей персонажей, и даже, в особо тяжёлых случаях, мухлевать на кубиках, подменяя действительно выпавшие значения выдуманными желаемыми. Чаще всего чтобы спасти персонажей от слишком быстрой смерти, помочь игрокам продвинуться дальше или создать напряженную ситуацию в бою.

Мастерский произвол - термин, широко использующийся в ролевых играх. Мастерским произволом называют действия Мастера в процессе ролевой игры, нарушающие принцип свободы действий игрока в рамках правил и логики мира. Подобные действия чаще всего считаются некорректными и осуждаются. Действия Мастера в рамках правил мастерским произволом не считаются.

Мастерское допущение - заключается в обходе правил или разрешении проигнорировать какое-либо условие. Оно помогает партии продвинуться по сюжетной линии в том случае, если непродуманность предыдущих действий мастера или самих игроков не даёт им этого сделать.

Мастеринг – процесс описания изначальной ситуации, направления хода квеста в задуманное русло и подведение его к логическому завершению.

Активный/пассивный/смешанный мастеринг

Мировоззрение - (англ. alignment) — параметр, определяющий отыгрыш персонажа в настольной ролевой игре Dungeons & Dragons. Часто применяется для классификации персонажей популярной культуры.

Мировоззрение персонажа — его отношение к себе, к окружающему миру; мораль и следующие из нее правила поведения.

подробнее про мировоззрение + тест

Модуль - сценарий предполагаемых игровых событий. Отличается от обычного сценария тем, что он гибок, и предусматривает разветвления. Хорошо расписанный модуль обычно содержит описание локаций, основных НПС, противников и монстров, а так же другие загадки и сложности, с которыми должны столкнуться игроки во время своего приключения. Модуль имеет завязку (с чего все начинается, как игроки получают задание), развитие (примерное описание, что должны сделать игроки, чтобы продвигаться по сюжету) и развязку (кульминация, например, бой с главным боссом или разгадка тайны). Модуль держит у себя мастер, хранит в секрете от игроков и ведет игру в соответствии с планом. Но, поскольку всем ясно, что предугадать все возможные варианты решений игроков невозможно, мастеру всегда приходится импровизировать.

Неигровые персонажи или НПС (NPC от англ. Non-player character) - персонаж в компьютерных и в настольных ролевых играх, которым управляет не игрок, а компьютер или мастер. НПС могут контактировать с игровыми персонажами, совершать любые доступные им действия. НПС - не обязательно человек. Это может быть животное. НПС, также как и персонаж обладают характеристиками и особенностями, так что каждый из них вполне индивидуален. Существуют эпизодические и постоянные НПС, являющиеся частью лора игры.

Параметры персонажа - это свойства персонажа (Сила, Ловкость, Интеллект и т.д.), заложенные в нем с самого рождения и развивающиеся в последующей жизни.

Партия - группа игроков, задействованных в одном квесте. Оптимально 3-5 человек. Обычно партию набирает Мастер заранее, но численность ее может меняться по ходу игры - чьи-то персонажи погибают, выбывая естественно из игры, чьи-то включаются в партию (шел мимо, попал в заварушку). От взаимодействия игроков в партии зависит, пройдут ли они квест.

Рояль в кустах (также Бог из машины, Deus ex machina, ἀπὸ μηχανῆς θεός) - игровое событие, обусловленное не логикой мира, а желанием мастера повлиять на действия партии. Часто используется для ограждения рельс и для исправления мастерских ошибок.

"Сделай мне красиво" - стиль игры, при котором игрок ожидает, что мастер будет обеспечивать ему интересную игру, сам же не прилагая к этому никаких усилий ни до игровой сессии, ни во время неё, просто плывя по течению (или катясь по рельсам). Не ощущая отдачи от игрока, ожидающего, что ему «сделают красиво», мастер может сам утратить энтузиазм в отношении проводимой им игры или разозлиться. Возможной причиной подобного стиля игры может быть личный опыт игрока: например, если он привык к тому, что интерес ему обеспечивает именно мастер, или если его попытки «самодеятельности» мастером до этого игнорировались или пресекались, или вписанные игроком в квенту сюжетные зацепки оборачивались против его персонажа.


Источники указывать лень, их много, просто скажем, что все это мы собрали на просторах интернета.

Подпись автора

На земле обязательно должны быть рыцари и менестрели.